Немного о когнитивных искажениях или почему нас обманывает мозг

Согласно последнему ежегодному исследованию Школы управления СКОЛКОВО о трендах в корпоративном образовании одним из наиболее актуальных «мягких» навыков, которые необходимо развивать руководителям сегодня является критическое мышление. И, действительно, это не случайно. Каждый день, каждый час, каждую минуту, а может быть и секунду к нам поступает огромное количество информации из самых разных источников, в самых разных форматах. И при всем этом еще важно принимать правильные решения, а быстрый темп не дает времени на долгое обдумывание. Как с этим справляться и выживать в данных условиях, говорит нам ставшее популярным словосочетание «критическое мышление».

Если не рассматривать научные определения этого термина, то проще говоря, критическое мышление – это умение анализировать информацию, смотреть на ситуации с разных сторон и отстаивать свою точку зрения. Сегодня это очень важный навык, который необходим и в работе, и в личной жизни.


Многие сейчас задаются вопросом: «Можно ли научиться критическому мышлению?». Ответ: «да, можно», но это нелегкий процесс, как и в случае с любым навыком требуется тренировка, практика. А в первую очередь сложность заключается в нас самих, в так называемых «когнитивных искажениях». Другими словами – это ошибки в мышлении, связанные с имеющимися шаблонами и стереотипами. Их существует большое множество, но можно выделить четыре категории.


Категория первая – «когда много информации». Если нам поступает слишком большое количество информации, наш мозг не в состоянии ее качественно обработать, поэтому мы, например, с большей вероятностью замечаем то, что ранее часто встречали либо запоминали. Так, существует феномен Баадера-Майнхоф, по своему эффекту знакомый многим. Он заключается в том, что как только мы узнали значение нового слова – начинаем его сразу везде слышать, прочли новую книгу – и вот о ней уже говорят все вокруг и так далее. Еще при переизбытке информации нас часто привлекают те вещи, которые подтверждают существующие убеждения. Это искажение называется предвзятостью подтверждения. Во время президентских выборов 2008 г. в США изучили покупательские тренды на Амазоне. Люди, которые поддерживали Обаму, покупали книги, в которых он представлен с положительной стороны. А те, кому Обама не нравился, были теми, кто покупал книги, изображающие его с отрицательной стороны. Таким образом, люди покупали книги не для получения информации, а для подтверждения своей точки зрения.


Категория вторая – «когда не хватает смысла». В такой ситуации мы, например, больше ценим знакомые или симпатичные вещи и людей, чем незнакомые или несимпатичные. Так, существует эффект ореола, который связан с «навешиванием ярлыков» и нежеланием с ними расставаться. Это имеет место, когда из двух подозреваемых разной внешности решительнее обвиняют того, кто выглядит непривлекательно. В том числе, когда не хватает смысла, мы часто склонны делать ложные выводы, которые основаны только на известных фактах. Есть такое искажение, которое носит название «ошибка выжившего». К примеру, есть большое количество людей, которые говорят о том, что спаслись благодаря дельфинам, вытолкавшим их на берег, но нам неизвестно количество людей, которых, возможно, дельфины наоборот направили в открытое море. Или если в лазаретах лежат люди с разными ранениями конечностей, то это не означает, что снаряды не попадают, допустим, в голову, просто с такими ранениями чаще всего погибают сразу на поле боя.


Категория третья – «когда быстро реагируем». В ситуациях, где очень ограничено время на принятие решения, мы предпочитаем более простые варианты сложным. Допустим, кто-то увидел яркий и необычный свет на ночном небе. Можно предположить, что это НЛО. Но тогда нам придется допустить, что существуют инопланетяне, что они управляют космическими кораблями, что могут добраться до Земли и т.д. Поэтому проще в данном случае предположить, что это всего лишь был самолет. Еще одно искажение из данной категории носит название «эффект опознаваемой жертвы». Предположим, просматривая новостную ленту в социальной сети, вы замечаете пост о собаке, которой нужна помощь. Вы видите ее фото, узнаете немного о ее жизни. И вот уже берете в руки телефон, чтобы перевести деньги на лечение именно этой собаке, а не тысячам других, которые тоже нуждаются в помощи, а может быть даже больше.


Ну и четвертая категория – «когда запоминаем и вспоминаем». Есть искажение, которое называется «эффект Google», оно заключается в том, что человек хуже запоминает информацию, к которой имеется легкий доступ: факты из онлайн-энциклопедий, номера телефонов в записной книжке, дни рождения в календаре и т.д. Большое количество информации вынуждает нас выделять и запоминать только то, что нам важно. Согласно «эффекту места расположения» сначала мы вспоминаем информацию, которая звучала в конце, затем ту, которая была в начале, а середину, как правило, помнят хуже всего. Например, этим пользуются маркетологи при дизайне упаковки: сверху - бренд-зона, внизу - преимущества продукта, а в середине - визуальный образ, который быстро можно уловить.

Все эти когнитивные искажения очень сильно усложняют нашу жизнь, поскольку не позволяют объективно смотреть на мир и дают почву для манипуляции нами. Чтобы справиться со всеми трудностями и замечать это, нужно знать, с чем имеешь дело. Когнитивные искажения – только малая часть, о чем можно говорить в контексте критического мышления.

Чтобы получить больше информации по этой теме, выявить свои зоны роста, узнать о практиках и тренировках и тут же начать работу над собой, Учебный центр «Сапфир» приглашает на курс «Критическое мышление: анализ, принятие решений, доказательство».

8 просмотров